(I) Русская классическая литература — это не просто «литература первого класса» и не литература как бы «образцовая», ставшая классически безупречнойблагодаря своим высоким чисто литературным достоинствам. (2) Все эти достоинства, конечно, есть в русской классической лите¬атуре, но это далеко не все. (З) Эта литература обладает своим особым лицом, индивидуальностью, характерными дня нее признаками. (4) И я бы прежде всего отметил, что творцами русской классической литературы выступали авторы, обладавшие огромной общественной ответственностью. (5) Русская классическая литература не развлекательная, хотя увлекательность ей свойственна в высокой мере. (6) Эта увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы — решать вместе, и aвтору и читателям. (7) Лучшие произведения русской классической литературы никогда не предлагают читателям готовых ответов на поставленные общественно ¬нравственные вопросы. (8) Авторы не морализируют, а как бы обращаются к читателям: «3 адумайтесь! » , «Решите сами! » , «Смотрите, что происходит в жизни! » , «Не прячьтесь от ответственности за все и за всех! » . (9) Поэтому ответы на вопросы даются автором вместе с читателями. (10) Русская классическая литература — это грандиозный диалог с народом, с его интеллигенцией в первую очередь. (11) Это обращение к совести читателей… (12) Нравственно-общественные вопросы, с которыми русская классическая литература обращается к читателям, не временные, не сиюминутные, хотя они и имели особое значение для своего времени. (IЗ) Благодаря своей вечности вопросы эти имели такое большое значение для нас и будут его иметь для всех последующих поколений. (14) Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей, историей литературы только. (15) Она беседует с нами, ее беседа увлекательна, возвышает нас и эстетически, и этически, дела¬ет нас мудрее, преумножает нашу жизненную опытность, позволяет нам пережить вместе с ее героями десять жизней, испытать опыт многих поколений и применить его в своей собственной жизни. (16) Она дает нам возможность испытать счастье жить не только «за себя», но и за многих других — за «униженных и оскорбленных», за «маленьких людей», за безвестных героев и за моральное торжество высших человеческих качеств … (17) Истоки этого гуманизма русской литературы — в ее многовековом развитии, когда литература становилась иногда единственным голосом совести, единственной силой, определявшей национальное самосознание русского народа, — литература и близкий ей фольклор. (18) Это было в пору феодальной раздробленности, в пору чужеземного ига, когда литература, русский язык были единственными связующими народ силами. (19) Мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия. (20) Книжное чтение и почитание книжное должно сохранить и для нас, и для будущих поколений свое высокое назначение, свое высокое место в нашей жизни, в формировании наших жизненных позиций, в выборе этических и эстетических ценностей, в том, чтобы не дать замусорить наше сознание различного рода «чтивом» и бессодержательной, чисто развлекательной безвкусицей. (21) Суть прогресса в литературе состоит в расширении эстетических и идейных возможностей литературы, создающихся в результате эстетического накопления, накопления всяческого опыта литературы и расширения ее «памяти» . (Д. Лихачев) 1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1) Русская классическая литература стала фактом истории. 2) Увлекательность свойственна русской литературе. 3) Нравственно-общественные вопросы русской литературы вневременные. 4) В определенные исторические периоды русская литература была единственной силой, определяющей национальное самосознание русского народа. 2. Определите стиль и тип текста. 1) художественный стиль; рассуждение 2) научный стиль; описание 3) публицистический стиль с элементами научно-популярного; рассуждение 4) научно-популярный стиль; рассуждение 3. Какое слово содержит пренебрежительную оценку выражаемого им явленин? 1) замусорить 2) чтиво 3) морализировать 4) безвкусица 4. Каким способом образовано слово безупречная в предложении 1? 5. Какой частью речи является слово благодаря (предложение 13)? 6. Из предложений 14 — 16 выпишите словосочетание (-я) с определительными отношениями, зависимое слово которого (-ых) связано с главным по типу примыкания. 7. Определите, каким членом предложения является инфинитив пережить (предложение 15). 1) сказуемое 2) дополнение 3) определение 4) обстоятельство 8. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленным определением, имеющим однородные члены. Напишите номер этого предложения. 9. Среди предложений 1 — 15 найдите сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным. Напишите номера этих предложений. В7. Среди предложений 1 — 10 найдите предложение, которое связа¬но с предыдущим при помощи лексического повтора, местоимений. И вводного слова. Напишите номер этого предложения. (l) Kaкoe же зеркало жизни наш язык! (2) Нет, он поистине слпорой в безобраз