В 1877 году Третьяков заказывает Крамскому исполнить портрет поэта Н. А. Некрасова, к этому времени уже неизлечимо больного. В процессе работы над заказом Крамской задумывает большую картину."Нужно сказать еще, что портрет Некрасова будет мною сделан еще один… в малом виде, вся фигура на постели, и некоторые интересные детали в аксессуарах. Это нужно, сам Некрасов очень просил… В этом маленьком голова уже кончена — словом я кажется, работаю». А еще через несколько дней: «Скажите мне, оставите ли Вы для себя другой портрет Некрасова? … когда он пишет стихи (а какие стихи его последние, самая последняя песня 3 марта «Баюшки-баю»! Просто, решительно одно из величайших произведений русской поэзии!) ". Сильное впечатление, полученное художником от встреч с Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете — картине «Некрасов в период «Последних песен». Поэт знал, что дни его сочтены. Стихи, которые он сочинял во время болезни, называл «Последние песни». В них он прощался с читателями, с жизнью. Друзья Некрасова да и сам поэт хотели, чтобы после него остался хороший портрет, написанный Крамским. Но больному было очень тяжело сидеть перед художником. Крамской проводил у Некрасова целые дни, но иногда за день удавалось поработать всего полчаса. Крамской писал: "… я дежурил всю неделю, и даже больше … работал по 10-15 минут в день, и то урывкам и … я ограничился одною головою, даже без рук… ". А спустя два месяца: "… Некрасова же завтра кончаю… " На портрете у Некрасова красивое, исхудалое лицо, скорбное и мужественное. Руки скрещены на груди. Все находили, что портрет получился удачным. Но Крамской говорил: «Нужно еще посмотреть» . Воображение подсказывало ему новый портрет поэта. Он решил написать Некрасова таким, каким видел его каждый день. Больной поэт лежит, накрытый простыней, рядом — столик с лекарствами. Сначала Крамской хотел поставить в изголовье постели шкаф с охотничьим оружием, а у ног Некрасова поместить его любимую собаку, но скоро отказался от этой мысли. Я точно не знаю то ли это …