Способность к историческому мышлению — к историзму — возникает в связи с резкими переломами в жизни общества, с потрясением основ. Писатель должен обладать способностью видеть в каждой эпохе национальной жизни ее неповторимое историческое своеобразие, обладать «чувством истории». После окончания ВОВ литературную деятельность начал ее участник А, Н. Рыбаков (1911 — 1999). Его повести для детей написаны в историко-приключенческом жанре ( «Кортик» , «Бронзовая птица», трилогия о Кроше). Произведения Ю. И. Коринца (1928 — 1989) «Там вдали за рекой» , «Привет от Вернера» передают атмосферу времени, «дух эпохи», фиксируют лексику и характеры. Обращением к привычному, бытовому, что сопровождает человека даже в кошмаре войны, отмечено стихотворение Г. Р. Граубина «Мастеровой» (книжка «Незнакомые друзья»). В нем показано, что на войне были нужны и повар, и портной, и сапожник. Чувство меры, такт присущи повести Ю. П. Германа «Вот как это было» — о страшной блокадной зиме в Ленинграде. Драматизм в ней возникает от контраста между довоенной жизнью маленькой счастливой семьи и существованием в голодном и холодном городе. Но ужас смерти не проникает глубоко в детскую душу; гораздо сильнее захватывает мальчика чувство гордости, что вот он уже и ранен, как взрослый, на этой войне. В этом противостоянии дети оставались не только объектами особенной заботы и жалость — они на равнее со взрослыми проявляли великодушие, сострадание, самоотверженность. Сергей Петрович Алексеев (род. В 1922) был военным летчиком. Позже, работая инструктором в учебном авиационном полку, он окончил истфак педагогического института. В 1958 — вышли первые художественные произведения — «Небывалое бывает» , «История крепостного мальчика». Исследуя русскую историю, С. Алексеев создал целый мир прошлого, где все события взаимосвязаны и все происходит по законам исторического развития. Писатель особенно внимателен к кардинальным изменениям в истории государства. Эпохальное событие и соприкосновение на его фоне личности крупномасштабной с обыкновенным человеком — один из основных ракурсов в раскрытии исторической темы у Алексеева. Такая тенденция — в первой же его книге «Небывалое бывает», составленной из рассказов о Петре I, о строительстве новой столицы на берегах Невы. Образ молодого царя окрашен в героико-романтические тона. Но наряду с гос. Мудростью автор показывает и самодурство, и жестокость царя. Жертвами становятся подневольные люди — целой их загубленных жизней воздвигается небывалый город. Гибнут плотник Силантий и его маленький сын Никита. Писатель рассказывает об этом сдержанно и сурово. Рядом с погибшим мальчиком валяется его игрушка — солдатик. Вот это подойдет