В основу композиции положен вообража емый треугольник, в вершине которого находятся головки цветов; в нижних углах соответственно на ходятся кисть винограда и яблоки. В центр компози ции художник поместил стеклянный сосуд с цвета ми. В нижней части сосуд имеет шарообразную форму. Горло сосуда, резко сужаясь, принимает ко лоннообразную форму. Сквозь прозрачные стенки видны стебли цветов, погруженные в воду. Букет об разован тремя ветвями: двумя ветвями с несколь кими белыми и розоватыми цветами, у которых длинные тонкие заостренные листья, и стеблем с одиночным блекло-красноватым цветком, очень напоминающим анютины глазки. У одиночного цве тка крупные листья; можно предположить, что они круглой или чуть вытянутой формы. Ветвь с цвета ми, находящаяся справа, стоит чуть под углом к по верхности, на которой располагается натюрморт. На этой ветви цветы имеют едва заметный розоватый оттенок. В левом нижнем углу на переднем плане мы ви дим половинку разрезанного яблока: художник тонкими линиями наметил жилки и семечки. Кожица половинки яблока и крайнего слева ябло ка зеленого цвета. Позади, почти скрытое за ними и сосудом, виднеется еще одно яблоко, с желто красной кожицей. Слева, в стороне от фруктов, мы видим небольшое летящее насекомое — возможно, муху или мелкую бабочку. Справа от стеклянного сосуда помещаются яб локо с желто-красной кожицей и крупная кисть винограда. Нужно отметить, что в созданной худож ником композиции просматривается определенная ступенчатость: сосуд — в центре, желто-красные яблоки — чуть позади него, зеленые — ближе к зрителю, а кисть винограда — чуть дальше ябло ка. Виноградная кисть изображена очень живопи сно: используя различные оттенки зеленого при изображении отдельных ягод, художник верно пе редал игру светотени. Особое очарование придают тщательно прорисованные вьющиеся усики вино градной лозы и два крупных виноградных листа. На виноградной веточке сидит небольшая птица, на темном тельце которой четко выделяется тре угольный белый «воротничок». Птица сидит, опу стив клюв к яблоку, из-за чего ее хвостик поднят вверх. Крылья птицы слегка отстранены от тела, словно ей жарко. Над виноградным листом худож ник изобразил бабочку: ее верхние крылышки светло-серые с более темными кончиками, нижние крылышки белого цвета. На поверхности стола, на переднем плане, вместе лежат две веточки с мел кими круглыми ягодами красноватого и белого цветов. Возможно, это смородина. Нужно отметить, что художник не стремился четко разграничить поверхность, на которой нахо дится натюрморт, и общий фон картины. Контуры стола на переднем плане едва намечены: на заднем плане мы можем различить край стола лишь по цветовому переходу, однако он выглядит довольно размытым. На картине Ф. Толстого хорошо видно, что свет падает справа. Предметы в левом углу и даже фон слева выглядят темнее, резче намечен кон тур столешницы. Нужно сказать и о фоне: если поверхность, на которой помещен натюрморт, се ровато-бежевого цвета, то общий фон теплого золотисто-палевого оттенка. Относительно общей цветовой гаммы можно сказать, что на картине Ф. Толстого «Цветы, фрук ты, птица» преобладают золотисто-желтые, крас новатые и темно-зеленые тона. Немаловажную роль играет и белый цвет: белые цветы и разрез яб лока резко выделяются на общем фоне картины. Общий настрой натюрморта — умиротворяюще-созерцательный, мягкий и спокойный.