Под культурой речевого общения понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм. Литературный язык — это исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой функциональных стилей. Признаки литературного языка: 1. Традиционность и письменная фиксация; 2. Общеобязательность норм и их кодификация, т.е. закрепление и описание в словарях и грамматиках; К нелитературным вариантам относятся территориальные диалекты, социальные жаргоны, просторечия.*Территориальные диалекты (говоры) — это местные разновидности языка, это язык жителей деревни, уходящий в прошлое.*Социальные жаргоны — это разновидность языка, которую используют различные социальные группы.*Просторечие — это язык необразованных городских жителей. В последнее десятилетие формируется переходная зона между литературным языком и нелитературными вариантами — общий жаргон. Основные этапы становления и развития русского литературного языка.1) формирование древнерусского литературного языка (10-11 вв.); 2) древнерусский литературный язык (11-17 вв.); 3) русский литературный язык 18 века; 4) современный русский литературный язык (от Пушкина до наших дней); Норма литературного языка — это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций. Понятие нормы одно из ключевых в лингвистике. Именно норма лежит в основе создания литературного языка. Норме литературный язык обязан своим возникновением и существованием. Основное свойство норм — их обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски. Можно указать еще два важных свойства норм: их устойчивость и в то же время историческую изменчивость. Если бы нормы не были устойчивыми, если бы они легко подвергались различного рода воздействиям, языковая связь между поколениями была бы нарушена. Нормы необходимо знать не только для лучшего понимания происходящих в языке процессов, но и для повышения культуры речи в любой сфере — бытовой, учебной или профессиональной.