Читая летопись русского народа, мы имеем возможность знакомиться с историей. Академик Д. С. Лихачев сказал: «Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ». Изучая отрывки из летописи, мы должны помнить, что это не обычное произведение русской литературы, а живое творчество, собранное и созданное народом. Летопись — это уникальный памятник, причем не только исторический, но и литературный. В былые времена летописцы очень ценились. Такие люди были очень мудрыми и вносили огромный вклад в историю Руси. Благодаря летописям мы знаем очень много об истории нашей родины и можем этим гордиться. Летописи, передаваемые из поколения в поколение, дошли и до наших дней. Поэтому, прочитав их спустя много столетий, мы можем окунуться в череду событий, происходивших в далекие времена на Руси. Первым летописцем был монах Никон. В летописи представлены разные жанры: жанр «Сказания о белгородском киселе» приближается к сказке, «Сказание о Кожемяке» приближается к былинному жанру. Древние летописцы собирали разные сказания, которые должны были выполнять свою задачу — прославлять русский народ, его характерные черты. Если в «Сказании о Кожемяке» это воспевание силы и мужества простого русского мужика, который без лишнего бахвальства победил печенега, то в «Сказании о киселе» — это дань уму и хитрости. Честь спасти город принадлежала старцу. На Руси старцев очень уважали и ценили за находчивость. Их опыт переходил из поколения в поколение, что лишний раз говорит о единстве русского народа. Этот рассказ передавался из уст в уста, приукрашивался, сокращался, переделывался. Уже никто точно не знает, в каком году это произошло, но тем не менее сказание повествует о реальном историческом событии, пусть и в несколько приукрашенном виде. В сказании описывается осада Белгорода печенегами. Город оказался во вражеском кольце, осада была такой долгой, что еда в городе заканчивалась. Горожанам было не под силу выстоять, и все чаще слышались просьбы сдать город. Однако люди были спасены благодаря мудрости и находчивости одного человека. Он предложил неожиданную и оригинальную идею, которая показалась жителям города единственным выходом из сложившейся ситуации. Город выстоял благодаря совету одного старца. На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старикам. Старец придумал хитроумный план, который может сравниться со знаменитым конем. По его совету жители нашли немного овса, пшеницы и отрубей и сварили кисельную болтушку, налили ее в кадку, которую затем опустили в выкопанный колодец. Другую кадку, наполненную жидким медом, опустили в другой колодец. После этого горожане пригласили печенежских послов и показали им колодцы. Послы поверили, что в городе из колодцев можно доставать кисель и мед, и вскоре печенеги сняли осаду с города. Каждый народ имеет свои характерные качества, которыми гордится, которые воспевает в легендах и сказаниях. Находчивость русского человека — это как раз такое качество. Оно прославляется во многих произведениях, в том числе и в «Сказании о белгородском киселе». В этом произведении оно, кроме того, противопоставляется легковерности и глупости печенегов. Этот пример является одним из многих, свидетельствующих о том, как русский народ благодаря сплоченности умеет принимать единственно правильное решение. Именно по таким эпизодам из истории, дошедшим до нас благодаря летописям, можно в полной мере оценить ум и находчивость русского народа.