44

В чем заключается причины падения уровня культуры речи на современном…

gooodd 06 марта 2020

В чем заключается причины падения уровня культуры речи на современном этапе

категория: русский язык

41

Однимиз показателейснижения речевойкультуры современногообщества являетсяповсеместноенарушениеграмматических, лексических, орфоэпическихи этическихнорм. Наиболеечасты случаинарушенияграмматическихнорм – правилиспользованияморфологическихформ разныхчастей речии синтаксическихконструкций. Можно услышатьошибки, связанныес невернымупотреблениемрода именсуществительных: железнодорожнаярельса, французскаяшампунь, большоймозоль, заказнойбандероль, лакированныйтуфель. Но ведьсуществительныерельс, шампунь– мужскогорода, а мозоль, бандероль– женского, поэтому следуетговорить: железнодорожныйрельс, французскийшампунь, большаямозоль, заказнаябандероль. Слово туфельв такой формесчитаетсянеправильным. Следует говорить: ту фля; нетодной ту фли; купила красивыету фли; зимнихту фель многов магазине; рада новымту флям. Не всегдаправильноиспользуютсяв речи и глаголы, например, возвратныеи невозвратные. Так, в предложениях «Дума должнаопределитьсяс датой проведениязаседания» , «Депутатамнеобходимоопределитьсяпо предложенномузаконопроекту» возвратныйглагол определитьсяносит разговорныйхарактер. Вприведенныхпримерах глаголследует употреблятьбез –ся: «Думадолжна определитьдату проведениязаседания» , «Депутатамнеобходимоопределитьотношение кпредложенномузаконопроекту» . Нарушениеграмматическихнорм нередкосвязано супотреблениемв речи предлогов. Так, не всегдаучитываетсято, что предлогиблагодаря, вопреки, согласно, навстречупо современнымнормам литературногоязыка употребляютсятолько с дательнымпадежом: «благодарядеятельности» , «вопреки правилам» , «согласнорасписанию» , «навстречуюбилею» . Также в современномобществе частонарушаютсялексическиенормы – правилапримененияслов в речи. R искажениюсмысла высказывания. Так, наречиегде-то имеетодно значение «в каком-томесте» , «неизвестногде» (где-тозаиграла музыка). Однако в последнеевремя это словостали употреблятьв значении «около, приблизительно, когда-то»: «Где-тов 70-х годах ХIХвека» , «Занятияпланировалипровести где-тов июне» , «Планвыполнен где-тона 102 процента» . Ошибкойявляется инеправильноеупотреблениеглагола ложитьвместо класть. Глаголы ложитьи класть имеютодно и тожезначение, нокласть –общеупотребительноелитературноеслово, а ложить– просторечное. Нелитературнозвучат выражения: «Я ложу книгуна место» , «Онложит папкуна стол» и т.д. в этих предложенияхследует употребитьглагол класть: «Я кладу книгуна место» , «Онкладет папкуна стол» . Нарушениелексическихнорм поройсвязано с тем, что говорящиепутают слова, близкие позвучанию, норазличные позначению. Например, не всегда правильноупотребляютсяглаголы предоставитьи представить

пользователи выбрали этот ответ лучшим
Знаете другой ответ?

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее...